Војна смотра

Создатель именных моторов

14
Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.


Создатель именных моторовВеликие создатели непревзойденных советских самолетов – Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.

Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авијација институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор, потом – начальник конструкторской бригады, к 1944-му – уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.

В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной – Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.

Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта – найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

В 1966–1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля – вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. «Боги» советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.

Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива – разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.

ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.

13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО «ОДК «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев – наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует». Может, и так – во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.

Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского «Премьер-министра».
Оригинални извор:
http://vpk-news.ru/articles/37359
14 коментари
Оглас

Претплатите се на наш Телеграм канал, редовно додатне информације о специјалној операцији у Украјини, велики број информација, видео снимака, нешто што не пада на сајт: https://t.me/topwar_official

информације
Поштовани читаоче, да бисте оставили коментаре на публикацију, морате Пријавите се.
  1. Амуретс
    Амуретс 25. јун 2017. 06:19
    +8
    А ещё П.А.Соловьёв написал прекрасную книгу:
    "О времени и о себе"
  2. Моонсхинер
    Моонсхинер 25. јун 2017. 08:24
    +7
    Великий Человек Великой Эпохи. есть пермякам чем гордится.
  3. везиста
    везиста 25. јун 2017. 08:30
    +7
    Мне пришлось читать заключение по МиГ-25, который от США получили в СССР. Я был Гл. Конструктором АФС "Пион-3П". Американцы были восхищены нашими идеями и решениями. Это мне позволило основным исполнителям комплексных АФС пробить в Правительстве Премию СМ СССР для них. А вот по бортовой РЛС у американцев было мнение двойное. Идеи и решение прекрасные при создании на НПО "Фазатрон" этой РЛС. Но почему в ней использовались лампы, они понять не могли. Самолетом они были восхищены. Еще ив 1972 году они боялись этого самолета, когда СССР применил его в Египте. Мне пришлось там быть. А как они боялись МиГ-31? Особенно после его применения на Дальнем Востоке. Честь имею.
    1. авијатичар_
      авијатичар_ 25. јун 2017. 09:35
      0
      Где можно узнать про применение МиГ-31 на Дальнем Востоке?
      1. Радознао
        Радознао 25. јун 2017. 13:22
        +5
        Самолет МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника, однако в 1985г., после обострения советско-американских отношений в результате перехвата советскими истребителями северокорейского лайнера Боинг 747 в районе о.Сахалин, на Дальний Восток была направлена эскадрилья самолетов МиГ-31, одно появление которой привело к резкому уменьшению активности американской авиации в регионе. Косвенным следствием создания самолета МиГ-31 можно считать и снятие с вооружения в 1989г. американских высотных самолетов-разведчиков Локхид SR-71.
      2. апро
        апро 25. јун 2017. 13:26
        +1
        Сахалин 1983 года.....
        1. авијатичар_
          авијатичар_ 25. јун 2017. 14:53
          +1
          Там отработала пара Су-15, а Мичман утаивает результаты применения МиГ-31 на ДВ, хотя и проговорился об этом. Похоже, ошибся, не было такого.
          1. везиста
            везиста 25. јун 2017. 16:35
            +7
            Уважаемый Авиатор, я не оговорился.
            Выполняли эту операцию на Дальнем Востоке, вернее над Камчаткой, группа специалистов под руководством Маршала Е.Я. Савицкого и 4-х МиГ- 31П. В эту группу входил и я. После ее выполнения авиация США прекратила приближаться к границам СССР в течение 3-х лет. И тем более нарушать нашу границу. А рассказывать я не имею права, просто. Честь имею
            1. Хитрован07
              Хитрован07 25. јун 2017. 17:12
              +3
              МИЧМАН не обращайте внимание на "диванных стратегов/генералов/адмиралов"
            2. авијатичар_
              авијатичар_ 25. јун 2017. 18:39
              +1
              Ну, если это не рейс KAL007 осенью 1983, то всё ясно, а то можно было подумать из Вашего предыдущего коммента, что речь идёт о нём. А год работы можно дать, или ещё нет?
        2. Радознао
          Радознао 25. јун 2017. 22:50
          +2
          Да, у меня опечатка, 1983
    2. Александар Грин
      Александар Грин 25. јун 2017. 20:03
      +3
      Цитат: везиста
      Но почему в ней использовались лампы, они понять не могли

      Просто параметры радиоламп в те времена по сравнению с транзисторами были более стабильными.
      1. Алф
        Алф 25. јун 2017. 23:47
        +2
        Цитат: Александар Грин
        Просто параметры радиоламп в те времена по сравнению с транзисторами были более стабильными.

        И не так "пугались" поражающего действия ЭМИ.
  4. Сом
    Сом 6. мај 2018. 02:10
    +1
    "... американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные. "

    Всё так, планер тоже хвалили. Только вот электронику назвали "пещерной". Если уж поминать "байку", то всю целиком.
    hi