Војна смотра

Спасательные парашюты Второй мировой

24

Спасательный парашют — это система вооружения


Начнем с основ. Теория и конструкция парашютов, а также опыт их использования, накопленный к 1965 г., подробно изложены в «Основах конструирования и расчета парашютов» Лобанова (1). Желающие могут обратиться к этой весьма интересной книге. Для ленивых скажу, что возможность успешно раскрыть парашют в аварийной ситуации зависит от очень многих параметров: высоты и скорости полета, геометрических и конструктивных особенностей парашюта и подвесной системы, физического состояния летчика. Спасательный парашют — это система вооружения, и ее совершенство и надежность работы в разных условиях определяет вероятность успешного спасения при вынужденном покидании самолета. Очевидно, что для выполнения парашютного прыжка и его успешного завершения летчику необходимо учитывать особенности конструкции спасательного парашюта, покидаемого самолета и внешних условий прыжка. К примеру, при прыжке с самолета на высоте 8000 м пилот должен раскрыть парашют с задержкой не менее 11, но не более 15 секунд, или падать до высоты примерно 6800 м и только потом дергать кольцо. В противном случае он рискует испытать запредельные перегрузки, получить перехлест строп или повредить подвесную систему и купол парашюта (1).


Три школы парашютостроения


Хајде да се окренемо приче (1, 2, 5, 9). К 30-м годам прошлого века сформировалось три школы парашютостроения: англо-американская (фирмы Irving Air Chutes, GQ Parachutes), французская (Аэрозюр, Авиарекс) и итальянская (Сальватор). Основные отличия заключались в подходе к конструированию куполов и подвесных систем.

Спасательные парашюты ВВС РККА начались с закупки лицензии американской фирмы «Ирвин», в результате появились парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1 (парашют летчика, парашют наблюдателя и парашют тренировочный), имевшие одинаковые купола, стропы, подвесные системы, и отличавшиеся местом расположения ранца и его формой (1, 2, 3, 4, 5). Парашют имел основные ТТХ этой парашютной системы (была именно система на основе единых конструкций парашюта и подвески) (5):

Тип: ПЛ-1 (ПН-1).
Кол-во строп, шт.: 24.
Длина строп, мм: 4580.
Диаметр купола, мм: 7400.
Площадь купола, м: 42,2.
Вес с подвесной системой, кг: 10,5.
Время до полного раскрытия (среднее), сек.: 2,5.
Скорость спуска (при весе нагрузки 80 кг), м/с: 5,5.

ПЛ-1 обеспечивал безопасное покидание самолета на скоростях до 300 км/ч.

К концу 30-х годов, когда скорости самолетов выросли в 1,5-2 раза, возникла необходимость в другом парашюте, который бы обеспечивал спасение летного состава при больших скоростях полета. Таким парашютом стал ПЛ (ПН)-3М, разработанный, испытанный и принятый на вооружение ВВС РККА в конце 30-х (2, 3, 4). В полете этот парашют выглядел так (7):



Его купол имел квадратную форму с обрезанными углами (3):

Спасательные парашюты Второй мировой


Связано это было с тем, что при прочих равных условиях коэффициент сопротивления квадратного купола на 10% выше, чем круглого, при тех же условиях его площадь меньше на столько же, он проще в производстве (4).

Парашюты ПЛ (ПН)-3М имели следующие геометрические размеры (3):



И обладали следующими особенностями (3):



Данные о времени наполнения купола и скоростях снижения раскрывшейся системы для разных высот и скоростей полета, перегрузках, действующих на парашютиста при совершении прыжка, в сравнении с другими парашютами, можно найти в (1, 2, 3). И эти данные говорят о том, что ПЛ-3М на фоне спасательных систем Германии или союзников выглядел весьма достойно.

Парашют обеспечивал раскрытие парашюта на больших скоростях, официально до 400 км/ч (1):



Но встречаются свидетельства о успешных прыжках со скорости около 700 км/ч:

— Ты что, прыгал в войну?
— Да. При скорости полета что-то такое около семисот километров в час…
— Ну и как, хорошо рвет при такой скорости?
— Не рвет, а разрывает на куски. Шерстяные перчатки с моих рук сорвало, с ног сорвало унты, портянки и носки, с головы — застегнутый на пряжку шлемофон… Но, как видишь, остался жив. За линией фронта на большой высоте горела тогда машина — пришлось разогнать огромную скорость, чтобы перетянуть вражескую территорию. И я перетянул. Перетянул на свое и стрелка-радиста счастье. У штурмана, к сожалению, подгорел парашют, и он погиб… Потом я подсчитал по скорости и полуторакилометровому расстоянию до немецких окопов и оказалось: выпрыгни мы на девять секунд раньше, были бы у фашистов. Так что ПЛ-3М я знаю хорошо…» (8).


Парашют ПЛ(ПН)-3М был основным средством спасения летного состава ВВС РККА на протяжении всей войны (1)(3)(8) и показал себя достаточно надежной и универсальной системой.

Немцы в начале 30-х, как и СССР, скопировав англо-американскую систему Ирвина (10), столкнулись к концу 30-х с теми же проблемами повышенных нагрузок на пилота при раскрытии парашюта на больших скоростях. В результате система Ирвина трансформировалась в систему с гребенками фирмы Шадэ, сохранив круглый купол и подвесную систему Ирвина (1):



Гребенки, снабженные собственным матерчатым куполом (см. рисунок), опускаясь вниз по стропам при раскрытии основного купола парашюта, обеспечивали замедленное наполнение купола и снижение нагрузок на парашютиста при покидании самолета и раскрытии парашюта на большой скорости. Такая система имела недостатки: в случае перекручивания строп основной купол не наполнялся (1). Поэтому эти парашюты, спасавшие летный состав люфтваффе с начала Второй мировой войны, в 1944 году были заменены на парашюты WaCo с ленточным куполом (1):



Парашют WaCo показан в американском фильме, описывающем спасательную систему Ме-262 (11). Его купол выглядел так (11, 1):





Данный парашют обеспечивал плавное наполнение купола и меньшие нагрузки на парашютиста, чем, к примеру, ПЛ-3 (1):



Но, как следует из той же иллюстрации, требовал большего времени для достижения приемлемой скорости снижения и, соответственно, большей минимально допустимой высоты покидания самолета.

По парашютам союзников имеющаяся у автора информация ограничена. Удалось найти немного. Наименование производителей: Irving Air Chutes и GQ Parachutes, чьими парашютами пользовались ВВС союзников. Эти фирмы с 1940 г. для решения проблем покидания самолета на больших скоростях использовали купольную систему «the X-Type Paratroop Parachute Assembly» . Круглый купол имел Х-образные щели, обеспечивавшие плавное наполнение и управление положением парашютиста относительно направлением полета.

По итальянским парашютам и спасательным системам ВВС Японии автору вменяемых материалов найти не удалось.

Налази


Можно резюмировать: с проблемой высоких перегрузок, действующих на парашютиста при вынужденном покидании самолета, столкнулись все. Но все участники мирового конфликта решали эти проблемы по-своему, с разной степенью успешности и платя за это свою цену.

Кроме того, нелишне добавить, что по форме купола можно было всегда определить, чей пилот опускается на парашюте.

Библиографија:
1. Лобанов Н. А. Основы конструирования и расчета парашютов, Машиностроение, 1965.
2. Лобанов Н. А. Парашютная подготовка, ч. 1, Редиздат ЦС ОСАВИАХИМА СССР, Москва, 1940.
3. Кайтанов К. и др. Парашютная подготовка. Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, Москва, 1947.
4. Штрихи к истории парашюта и катапульты. Часть первая. Парашют / Мир авијација. №1. 1994 г.
5. Парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1, авиару.рф.
6. Спасательный парашют С-3-3, aviatus.ru.
7. Вынужденные прыжки с парашютом. Учебный фильм Красной Армии, 1945.
8. Бондаренко Н. А. В воздухе — испытатели.
9. Irving Air Chutes, GQ Parachutes. Официальный сайт.
10. The modelling news.
11. Captured German ME-262 parachute test by USAAF. Фильм 1945 г.
Аутор:
24 коментар
Оглас

Претплатите се на наш Телеграм канал, редовно додатне информације о специјалној операцији у Украјини, велики број информација, видео снимака, нешто што не пада на сајт: https://t.me/topwar_official

информације
Поштовани читаоче, да бисте оставили коментаре на публикацију, морате Пријавите се.
  1. стари клеветник
    стари клеветник 10. јул 2019. 19:08
    +7
    Спасибо за статью! Очень интересно
  2. меркава-2бет
    меркава-2бет 10. јул 2019. 19:55
    +6
    Очень интересная тема Александр,а главное малоизученная.Буду рад если вы в хронологическом порядке затроните эту тему,и по странам.Большое спасибо,приятно удивили.
  3. сан4ес
    сан4ес 10. јул 2019. 20:03
    +5
    ...для выполнения парашютного прыжка и его успешного завершения летчику необходимо учитывать особенности конструкции спасательного парашюта, покидаемого самолета и внешних условий прыжка

    Орудийные камеры ВВС США фиксируют спасение пилотов люфтваффе... hi
    1. Дооплет11
      10. јул 2019. 21:18
      +2
      Спасибо за видео и фото! Кстати, на фото видно гребенки Шадэ ( в изломе строп)
      1. сан4ес
        сан4ес 10. јул 2019. 22:02
        +2
        hi Всегда пожалуйста...Фото из следующего ролика регрес

        ...Зацепило-ли лётчика, неизвестно.
  4. Ундецим
    Ундецим 10. јул 2019. 22:05
    +3
    "По парашютам союзников имеющаяся у автора информация ограничена. Удалось найти немного. Наименование производителей: Irving Air Chutes и GQ Parachutes, чьими парашютами пользовались ВВС союзников. Эти фирмы с 1940 г. для решения проблем покидания самолета на больших скоростях использовали купольную систему «the X-Type Paratroop Parachute Assembly» . Круглый купол имел Х-образные щели, обеспечивавшие плавное наполнение и управление положением парашютиста относительно направлением полета. "
    Информации, на самом деле, очень много. Но она англоязычная.
    Для примера книга United States Army Aviators' Equipment, 1917-1945.

    Собрана подробнейшая информация о экипировке американских летчиков за период с 1917 по 1945 год, в том числе и по парашютам, применявшимся в военной авиации.
    1. Ундецим
      Ундецим 10. јул 2019. 22:10
      +4

      Плакат, на котором показаны места хранения парашютов экипажа и порядок покидания бомбардировщика В-24.
      1. Ундецим
        Ундецим 10. јул 2019. 22:13
        +2

        Аналогичный плакат для экипажа бомбардировщика В-17.
        1. Ундецим
          Ундецим 10. јул 2019. 22:34
          +6
          В зависимости от типа самолета и функций в экипаже в ВВС США во время Второй мировой войны применялись три вида парашютов.
          Chest type (A) - нагрудный.
          Back type (B) - наспинный.
          Seat type (S) - парашют - сидение.
          1. Ундецим
            Ундецим 10. јул 2019. 23:27
            +4
            По японским парашютам посложнее, но собрать материал тоже можно.
            Одна из книг, где можно найти достаточно подробную информацию по экипировке летчиков японской морской авиации, в том числе и по парашютам.
          2. Дооплет11
            11. јул 2019. 05:19
            +1
            Спасибо! Буду изучать. Судя по всему, типы A,Bи С ,- это не три вида парашютов, а три вида подвески ранца.
  5. Соло2503
    Соло2503 10. јул 2019. 22:19
    +2
    очень интересная тема. А как-же парашюты Котельникова (по-моему такая фамилия)?
    1. Дооплет11
      11. јул 2019. 05:22
      +3
      Этот парашют ко времени Второй Мировой устарел. Вернее, он устарел к 30-м, когда СССР закупил лицензию Ирвина.
  6. Сакахорсе
    Сакахорсе 10. јул 2019. 23:33
    +2
    Тема редко поднимается но довольно интересна. Спасибо!
  7. Алфред
    Алфред 11. јул 2019. 11:07
    0
    Хвала на чланку.
  8. Тражити
    Тражити 11. јул 2019. 11:16
    +1
    Да.статья познавательная.-не то.что о "сказочных"рыцарях.
  9. Леков Л
    Леков Л 11. јул 2019. 12:07
    +1
    Спасибо за статью полностью соответствующую тематике ВО, а то обоюдные наскоки комиссаров от разных политических направлений напрягают. Очень важно, нужно, интересно. колега
    С поштовањем. hi
  10. андревкор
    андревкор 11. јул 2019. 17:08
    +1
    Интересно,а парашюты ВДВ к данной теме относятся?
    В Германии у Люфтваффе были парашюты Ирвинга,а в ВДВ Сальваторе,все стропы сходились в одну точку за спиной десантника выше уровня его плеч,что очень негативно сказывалось на управляемости и ещё куча недостатков!
    1. Дооплет11
      11. јул 2019. 18:10
      0
      Десантные парашюты ,- совсем не спасательные. Поэтому: другая нагрузка, другие требования ко времени раскрытия, минимальной высоте применения и тп.
      А по немецкому десантному RZ20 можно заметить, что кроме недостатков, у него были и преимущества . Одно из них, - малое время раскрытия. Есть данные о десантировании с его помощью с высоты всего 70м.
      1. андревкор
        андревкор 11. јул 2019. 20:11
        +1
        Смею заметить ,что это было его единственное преимущество,во многом зависящее от уровня подготовки десантников и способа расчехления купола,что и давало минимальное время раскрытия.
        Вот я не в тему влез,извиняйте!
      2. тсо1973
        тсо1973 19. јул 2019. 10:51
        +1
        малое время раскрытия не всегда хорошо!
        1. Дооплет11
          19. јул 2019. 10:54
          0
          Само собой. Об этом в статье есть. Но для десантирования, когда высота мала, - малое время раскрытия желательно.
  11. словпокемонкеи
    словпокемонкеи 25 август 2019 19:06
    0
    спасибо за статью. интересно
  12. фб-КСНУМКС
    фб-КСНУМКС 30. септембар 2019. 18:23
    0
    Список (что удалось найти) компаний США выпускавших парашюты во время WW2-
    1. National Automotive Fibres inc
    2. Reliance Mfg co
    3. Irving Air Chute Co.
    4. HAYES Manufacturing Corp.
    5. Pioneer Parachute Co., Inc.
    6. The American Lady Corset Co.
    7. EAGLE PARACHUTE CORP.
    8. Switlik Parachute Company
    9. Atlantic Parachute Corp
    10. STANDARD PARACHUTE Corp.
    11. Victory Parachute Co.
    12. Julius Kayser & Co