Војна смотра

«Эмир Бухарский»

16
После неоднозначных результатов Русско-Японской войны руководство в лице Николая Второго, проанализировав все произошедшее, пришло к выводу о необходимости модернизации вооруженных сил. Была принята и долгосрочная программа восстановления военно-морского flota. Она включила в себя постройку в течение нескольких лет для флотов на Балтийском, Белом, Баренцевом, Черном морях и на Тихом океане десятков линкоров, крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Эсминец «Эмир Бухарский» в Копенгагене


Помимо выделения на эти цели из бюджета России сотен миллионов рублей, в пользу флота был объявлен сбор пожертвований среди населения. Всего за время с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев, из них 19 – на добровольные пожертвования. На деньги, собранные на добровольные пожертвования, было построено также несколько подводных лодок. Кроме того, значительная сумма из нескольких десятков миллионов рублей пожертвований пошла и на создание первых военных самолетов, т.e. военно-воздушного флота.

Сбором пожертвований и их использованием руководил Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, учрежденный императором Николаем II. В документах комитета отражены пожертвования, собранные в каждом из регионов России, в том числе и в Средней Азии. Здесь можно прочесть, что всего в "Среднеазиатском регионе собрано 319.090,04 копейки (а если принять во внимание I.000.000 руб., поступивших от Его Высочества Эмира Бухарского, то всего – 1.319.090,04 к." 3десь же указано, что "в пожертвованиях преимущество было за туземными жителями, чинами разных ведомств и войсковыми чинами. На последнем месте среди жертвователей – духовенство и рабочие".

Интересно, что один миллион золотых рублей (беспрецедентный по тем временам дар!) был сделан на восстановление русского флота не подданным России, а главой формально независимого государства Бухарского ханства (эмирата).

Эскадренный миноносец, получивший после спуска на воду имя "Эмир Бухарский", был одним из трех однотипных военных кораблей ("Московитянин", "Финн", "Эмир Бухарский"), построенных на верфях Общества скандинавского корабельного дока в Гельсингфорсе (Хельсинки).

«Эмир Бухарский»


Корабль имел водоизмещение в 620 тонн, мощность паровых машин корабля в 6200 лошадиных сил, что обеспечивало ему скорость в 25 узлов и дальность плавания свыше 1000 морских миль. По вооружению корабль был также одним из современных в своем классе судов. Экипаж корабля насчитывал 99 человек.

Служба корабля в составе Балтийского флота сразу началась с бурных событий: во время Первой русской революции экипаж корабля отказался стрелять по восставшему гарнизону Свеаборгской крепости, прикрывавшей вход в гавань Гельсингфорс. Командование флота, напуганное революционными настроениями матросов, было вынуждено временно заменять команды кораблей на гардемаринов – воспитанников старших классов кадетских корпусов (военно-морских училищ).

"Эмир Бухарский" участвовал в Первой мировой войне, в февральской буржуазной-демократической революции и Гражданской войне. В октябре 1917 года экипаж эсминца перешел на сторону большевиков, поддержав их во время вооруженного восстания в Петрограде.

В октябре 1918 года "Эмир Бухарский" был переброшен с несколькими кораблями Балтийского флота по каналам Мариинской системы в Волгу, где усилил Астраханско-Каспийскую военную флотилию Красной Армии. Здесь корабль, получивший в начале 1919 г. новое имя "Яков Свердлов", участвует в боях под Царицыном, Астраханью, в освобождении Баку. Флотилией командует легендарный матрос-революционер Федор Раскольников, ставший первым послом Советской России в Афганистане.



Почти в течение года корабль находился в качестве советского стационера (судна, находящегося на постоянной стоянке в иностранном порту) в Энзели – в порту на побережье Каспийского моря.

Свой путь "Эмир Бухарский" завершил в конце 1925 года в Астрахани, где был разобран на металлолом. Так завершилась короткая, но интересная судьба этого русского военного корабля, построенного на пожертвования с далекого Востока и в конце своей "жизни" вернувшегося все на тот же Восток.





Использованы материалы статьи Виктора Дубицкого «Дар эмира бухарского. Об приче корабля «Эмир Бухарский»
Аутор:
16 коментари
Оглас

Претплатите се на наш Телеграм канал, редовно додатне информације о специјалној операцији у Украјини, велики број информација, видео снимака, нешто што не пада на сајт: https://t.me/topwar_official

информације
Поштовани читаоче, да бисте оставили коментаре на публикацију, морате Пријавите се.
  1. Сахалин
    Сахалин 26. јул 2012. 07:56
    +5
    Спасибо за интересный очерк, об интересном корабле.
    1. матек
      матек 26. јул 2012. 08:03
      +5
      Цитат: Сахалин
      Спасибо за интересный очерк, об интересном корабле.

      Никако осмех . Рад был поделиться инфой.
  2. брате Сарицх
    брате Сарицх 26. јул 2012. 09:02
    -2
    Улыбнуло про пожертвования с далекого Востока и про возвращение туда же - а за Волгой России уже нет?
  3. Мак
    Мак 26. јул 2012. 10:32
    +3
    не стационара, а стационЕра, грамотеи блин
    стационар - в больнице
  4. МУРАНО
    МУРАНО 26. јул 2012. 11:12
    +2
    Спасибо за фото.Некоторые увидел впервые.
  5. борисст64
    борисст64 26. јул 2012. 12:05
    +2
    Впечатляет мощность двигателя для такого небольшого корабля.
  6. СИТ
    СИТ 26. јул 2012. 12:28
    0
    Я очень похожий проржавевший остов видел в 1980г на кладбище кораблей в Баилово в Баку. Хотя это может быть была канонерка Карс.
  7. брате Сарицх
    брате Сарицх 26. јул 2012. 12:49
    +1
    Кстати, тогда была целая серия кораблей, построенных на пожертвования помимо упомянутых в статье, и названия их отражали, если так можно выразиться. район сбора средств...
    В статье не отражено, что проект был немецкий, фирмы Шихау, и в России их вроде только собирали, да и собирали в Хельсинки...
    Всего было построено не три, а четыре корабля + Доброволец, первоначально относились они к минным крейсерам, потом переписаны в эсминцы...
    1. лазер
      лазер 26. јул 2012. 16:03
      0
      Ну, мне кажется для минного крейсера он маловат, изначально как миноносец, самое то.
      1. брате Сарицх
        брате Сарицх 26. јул 2012. 17:35
        +1
        Вы просто посмотрите, что такое минный крейсер - обычные миноносцы были в то время водоизмещением около 300 тонн...
    2. матек
      матек 26. јул 2012. 16:04
      +1
      Цитат: Брат Сарич
      В статье не отражено, что проект был немецкий, фирмы Шихау, и в России их вроде только собирали, да и собирали в Хельсинки...

      Ну Финляндия в то время была в составе Российской Империи так что продукт строился именно на имперскийх верфях.
      1. брате Сарицх
        брате Сарицх 26. јул 2012. 17:37
        0
        Разумеется, Финляндия на тот момент была в составе России, но мелькает информация, что эти корабли строились именно в Германии и только собирались в России...
  8. буква
    буква 26. јул 2012. 13:17
    +2
    с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев.
    Темпы впечатляют!!!
    1. матек
      матек 26. јул 2012. 16:03
      +2
      Цитат: буква
      с 1905 по 1911 год было построено около 60 эскадренных миноносцев. Темпы впечатляют!!!

      Согласен, умели ударно строить и не только при СССР.
      1. 8 компанија
        8 компанија 26. јул 2012. 16:54
        +3
        Цитат из Матека
        Согласен, умели ударно строить и не только при СССР.


        Радует, что кто-то это понимает. Статье и автору плюс.
  9. Карс
    Карс 26. јул 2012. 16:17
    +1
    Чланак је занимљив.
    Только это слишком мягко сказано
    После неоднозначных результатов Русско-Японской войны
  10. дс4трр3ед
    дс4трр3ед 26. јул 2012. 21:20
    -1
    Власти наше земље су већ урадиле много, али ово је већ превише.
    У ствари, случајно сам га нашао хттп://курл.ес/поиск
    Постоје информације о сваком од нас, на пример: рођаци, пријатељи, преписка са друштвених мрежа.
    И што је најважније, ово је доступно свима, генерално сам се у почетку јако уплашио - никад се не зна какав ће се дебил тамо попети
    Па, истина је да се можете уклонити са сајта.
  11. КвертиКСНУМКС
    КвертиКСНУМКС 27. јул 2012. 06:09
    0
    Да ли сте га видели? Садашња Путинова влада је направила ову базу података , где можете пронаћи детаљне податке о сваком становнику на територији бившег СССР-а. Регистровао сам, пронашао и избрисао своје податке, што свима саветујем. Да ли неко тамо тражи...
  12. вадим.ива
    вадим.ива 17. мај 2017. 11:08
    0

    Сегодня 17 мая 2017 года .Ночью восстанавливал фотографию эсминца Эмир Бухарский. Кто то из родственников команды принёс на восстановление...